Из-за чего возникают ДТП

Многие компании имеют на балансе автомобили, закрепленные за отдельными сотрудниками либо выдающиеся им по требованию. Работники, не являющиеся водителями, не только сами управляют транспортом, но и перевозят имущество компании и других сотрудников. То есть при ДТП могут пострадать сразу несколько работников, а работодателю придется расследовать происшествие как несчастный случай на производстве. Как уменьшить риск таких инцидентов, разберемся в статье.

Как известно, расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при следовании на работу или с работы на автомобиле работодателя или на личном автомобиле, если он используется в служебных целях (ст. 227 ТК РФ). При этом не важно, был работник водителем или пассажиром, если он получил травму, которая привела к утрате трудоспособности, смерти или необходимости перевода пострадавшего на легкий труд, то несчастный случай придется расследовать.

Предупреждает
Яна НИДЕНТАЛЬ,
ведущий специалист по охране труда ЗАО «Рэмос-ПМ» (Пермь)

При ДТП с работниками важно подтвердить факт использования ими автомобиля в служебных целях. Например, с помощью путевых листов, договора о предоставлении служебного автомобиля. Часто работники получают автомобиль без оформления дополнительных договоров или используют свою машину для служебных поездок. Тогда пригодятся документы, подтверждающие компенсацию расходов на бензин, техобслуживание и т. д.

Акт о расследовании попадает в инспекцию по труду, которая может инициировать проверку организации и узнать, насколько правильно был оформлен допуск сотрудника к транспортному средству. Таким образом, работодатель не только теряет сотрудника, несет материальный ущерб от разбитого транспорта, но и рискует столкнуться с серией проверок ГИТ и прокуратуры. Поэтому гораздо эффективнее создать систему предупреждения транспортных инцидентов. Для этого разберемся в причинах возникновения ДТП.

Можно выделить пять основных причин ДТП:

  • воздействие неблагоприятных погодных условий, например, автомобиль опрокидывается по причине заноса на скользкой дороге;
  • техническая неисправность, например лопнувшее колесо;
  • неправильное размещение или крепление груза;
  • неправильное управление автомобилем;
  • нарушение правил другими участниками движения – пешеходами, велосипедистами, водителями и т. д.

Все эти причины можно условно разделить на две категории:

  1. Человеческий фактор (опасные действия).
  2. Независящие от человека обстоятельства (опасные условия).

Как и в других областях, тут применим принцип компании Дюпон – большая часть инцидентов не произошла бы, если бы в тех же условиях поведение человека было другим. То есть большинство ДТП происходит из-за человеческого фактора и лишь малая часть – из-за окружающих опасных условий. Разберемся, как можно снизить количество инцидентов.

Статья в тему

«Несчастный случай: минимизируем последствия» (№ 6, 2015)

Как снизить риск ДТП

В нашей компании мы считаем, что ключ к снижению травм, связанных с управлением транспортом, лежит в  повышении культуры вождения с помощью инструментов поведенческой безопасности.

Поведенческая безопасность

Это типовое название для методик, которые призваны воздействовать на поведение и отношение персонала к безопасности и безопасной работе.

Рассмотрим основные инструменты поведенческой безопасности применительно к транспортным средствам.

Как наблюдать за работниками

Существует целый ряд методик для наблюдения, начиная от наблюдения и вмешательства руководителем сотрудника и заканчивая более прогрессивными моделями, когда наблюдение проводится в форме беседы одного работника с другим. Независимо от выбора методики важно сохранять базовые принципы:

  • поощрять безопасные действия;
  • беседовать о возможных последствиях небезопасных действий;
  • не применять дисциплинарные взыскания.

Применение методик наблюдения на транспорте затруднено тем, что немедленная обратная связь почти невозможна – нарушитель проедет мимо раньше, чем наблюдатель успеет с ним поговорить. Поэтому в некоторых компаниях наблюдающий договаривается с работником о времени беседы и садится с ним как пассажир. Но в этом случае работник будет подготовлен и постарается избежать грубых нарушений, которые, возможно, совершает обычно. С другой стороны, метод хорош тем, что позволяет выявить неосознанные ошибки водителя.

Другим способом наблюдения является установка на автомобили видеорегистраторов с GPS-навигацией. Ответственный за транспортную безопасность периодически устраивает выборочные проверки, по результатам которых с водителями проводятся беседы. У данного метода есть недостатки:

  • относительная дороговизна навигаторов;
  • нехватка времени у ответственного за транспортную безопасность (при большом автопарке). Тогда лучше обучить сразу несколько ответственных наблюдателей, которые будут проверять видеорегистраторы.

Наименее затратным можно считать контроль при помощи сторонних наблюдателей. На автомобиль приклеивается стикер с номером телефона, по которому наблюдатель может сообщить о нарушении со стороны водителя. У этого метода есть целый ряд недостатков: как правило, никто не звонит, чтобы поблагодарить водителя за безопасную езду. Однако всегда сообщают о вопиющих нарушениях, требуя применить дисциплинарные взыскания.

Чему обучать работников

Работник, допущенный к управлению автомобилем, должен иметь водительские права соответствующей категории. Большинство работодателей ограничиваются этим правилом и не проводят с водителями дополнительного обучения, разве что тренинги по контраварийному вождению. Оба этих подхода мы считаем ошибочными, потому что работник должен осознанно выбирать безопасные методы работы. Так, при обучении в автошколе учащиеся не видят реального смысла следовать правилам дорожного движения вне экзамена или поста ГАИ. А в результате обучения контраварийному вождению водители чувствуют себя увереннее в сложных дорожных ситуациях, чаще рискуют и попадают в ДТП.

Обучение безопасным методам вождения, напротив, в первую очередь направлено на понимание работником причин аварий, последствий нарушения тех или иных правил, ознакомление со статистическими данными, приемами, которые позволят избегать аварийной ситуации до ее возникновения. Например, если на контраварийном вождении работника учат, как вывести машину из заноса, на обучении безопасным методам вождения учат, как, ориентируясь на окружающие условия, выбрать такую скорость, чтобы не попасть в занос.

Помимо обучения стоит организовать стажировки. Они нужны для наглядной демонстрации, как именно выполнить тот или иной прием. Стажировка занимает от 2 до 14 смен в зависимости от квалификации водителя. Следует помнить, что все автомобили разные, и при переводе водителя на другой автомобиль ему нужна новая стажировка, пусть и в сокращенном объеме.

Как оценивать риски

Чаще всего несчастный случай происходит из-за недооценки рисков участниками инцидента, то есть работник не понимает текущую ситуацию или не может предвидеть ее развитие. Для улучшения навыков правильной оценки рисков можно использовать следующие методы:

  • ежедневные беседы с персоналом о текущей ситуации на дорогах;
  • самостоятельное ежедневное заполнение работниками карточек «60 секунд» или листов с методом производства работ;
  • ежемесячные обзоры наиболее крупных ДТП по области;
  • сезонные инструктажи.

Какие технические устройства помогут снизить количество ДТП

Причиной многих инцидентов и потенциально опасных ситуаций является недостаточное внимание к действиям водителя за рулем, не относящимся к управлению автомобилем. Например, разговоры по телефону на работе в 4,5 раза увеличивают вероятность несчастного случая. Наличие систем hands-free также увеличивает риск ДТП, хотя и в меньшей степени, чем обычный телефон.

Лучшим решением в этой ситуации был бы полный отказ от использования мобильной связи, но зачастую это невозможно. Поэтому для компаний с относительно низкой культурой вождения пойти на компромисс и установить системы hands-free будет лучше, чем внедрить правило (запретить водителям разговоры по телефону за рулем), которое заведомо не будет соблюдаться.

Часто автомобильные страховые случаи происходят из-за инцидентов на парковках, а причиной одного из четырех ДТП является задний ход. Сократить такие происшествия позволит установка системы для безопасной парковки автомобиля, акустических радаров, камеры заднего вида.

Как учитывать и анализировать инциденты с транспортными средствами

Хотя большинство работодателей не обязано расследовать ДТП, если оно не привело к потере трудоспособности работника, регистрация, анализ и внедрение корректирующих мероприятий на этой стадии помогут предотвратить гораздо более серьезные последствия. При организациисистемы учета инцидентов в рамках поведенческой безопасности важно обеспечить понимание всеми работниками главной цели – поиска слабых мест и предотвращения будущих ДТП. В организациях, где основной акцент сделан на наказание участников инцидента, ДТП будут скрываться, а анализ будет направлен на поиск виновных, а не на выявление причин инцидента.

В настоящий момент не существует единого стандарта расследования инцидентов, связанных с ДТП. Нашей компанией с учетом приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 разработан акт о расследовании ДТП, который вы найдете ниже.

Приведенные инструменты являются основными, но далеко не единственными для снижения инцидентов, связанных с управлением транспортом. К сожалению, помимо водителей, участниками, спровоцировавшими ДТП, часто становятся пешеходы.

Для сокращения несчастных случаев с пешеходами работодателю рекомендуется снабдить работников-пешеходов сигнальной одеждой или светоотражающими элементами – полосами или брелоками. С точки зрения безопасности сигнальная одежда гораздо эффективнее отдельных полос, так как, помимо светоотражающего материала, содержит фоновые флуоресцентные материалы. Они обеспечивают видимость работника в дневное время на фоне ландшафта, а высокий уровень световозвращения делает сигнальную одежду видимой при свете фар в темноте.

В нашей компании мы используем как брелоки-светоотражатели, так и подарочную одежду, в которой работник может безопасно пройти слабоосвещенные перекрестки. Практика показывает, что в маленьких городах при регулярной работе с персоналом не только сами работники, но и их семьи начинают активнее использовать сигнальную одежду, что приводит к снижению уровня ДТП в целом по городу.

Ответы на ваши вопросы

Обязательно ли организовывать учет ДТП?

На нашем предприятии для сотрудников компании организована развозка на транспорте компании. Должны ли мы организовать учет ДТП согласно приказу Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7?
Мария КОНОВАЛОВА (Сыктывкар)

Правила, утвержденные приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов. Такая деятельность осуществляется на основании договора перевозки (ст. 784 ГК РФ): пассажиру должен выдаваться билет или багажная квитанция. В вашем случае этого не происходит, вы перевозите работников безвозмездно. Поэтому не обязательно организовывать учет ДТП, но это будет полезно для профилактики подобных инцидентов.

Нужно ли расследовать ДТП, если пострадавших нет?

Автобус, развозивший работников предприятия после рабочей смены, попал в ДТП. Никто не пострадал и не обращался за медицинской помощью. Какое расследование должен провести работодатель? И должен ли?
Николай ФЕТКУЛОВ (Самара)

Если нет пострадавших и за медицинской помощью никто не обращался, то имеет место обычное ДТП, а не несчастный случай на производстве. Поэтому работодателю не нужно проводить расследование (если только внутреннее), ДТП займутся сотрудники ГИБДД.

Считается ли ДТП несчастным случаем на производстве?

По дороге домой с работы сотрудницу сбила машина на пешеходном переходе. Считается ли это происшествие несчастным случаем на производстве?
Алиса СМЕЛЯКИНА (Краснодар)

+

Нет, не считается. Несчастным случаем, связанным с производством, признают происшествия во время следования с работы на транспорте, предоставленном работодателем, или на личном транспорте, используемом в служебных целях по распоряжению работодателя. Так как сотрудница шла пешком, то несчастный случай с ней нельзя отнести к производственным.

adminНовостиИз-за чего возникают ДТП Многие компании имеют на балансе автомобили, закрепленные за отдельными сотрудниками либо выдающиеся им по требованию. Работники, не являющиеся водителями, не только сами управляют транспортом, но и перевозят имущество компании и других сотрудников. То есть при ДТП могут пострадать сразу несколько работников, а работодателю придется расследовать происшествие как несчастный случай на производстве. Как уменьшить риск таких инцидентов, разберемся...Охрана труда - наша забота!